воскресенье, 5 апреля 2020 г.

Глава 4. Пять секретов успешной йога практики.

У нас на руке есть пять пальцев. Они разные, но вместе они могут сделать очень много ловких движений. Но стоит только одному из пальцев пораниться, быть перебинтованным или в гипсе, как сразу намного сложнее приходиться делать привычные движения. Практически вся координация движений ладони нарушается или сильно затрудняется. Даже если не в порядке самый маленький из них - мизинец.
Так же и в йога-практике есть пять важных составляющих, которые только вместе позволяют ловко преодолевать наши несовершенства.
Но стоит проигнорировать хоть один из них, то эффективность всех йога процессов резко снижается или даже разрушается полностью. Давайте попробуем разобраться, что же нельзя игнорировать, если мы хотим заниматься йогатерапией успешно.
"Если бы йога состояла только из асан,
то, несомненно, лучшими йогами
тогда были бы цирковые акробаты и гимнасты."
Свами Вишнудевананда


Но сначала давайте еще немного разберемся с основными понятиями, важными для грамотного построения своей практики.

В предыдущей главе давалось одно из определений здоровья от Аюрведы.

А теперь обязательно нужно немного копнуть и разобраться, а что же такое нездоровье

В простонародье она называется болезнь

Чаще всего это основная причина, почему люди приходят на занятия по йоге. 

Есть какая-то болезнь и хочется от нее избавиться. 

Наверно и так многие понимают, что болезнь не возникает внезапно. 

Причина болезни подобна семени, в котором скрыто еще не проявившееся дерево. 

Здоровье — это следствие здорового образа жизни и здоровых привычек, а болезнь — это «дерево», произрастающее из нездоровых привычек. 

Согласно Аюрведе, болезнь — это конечный результат длительного процесса, который можно обнаружить и скорректировать на любой стадии. 

Болезнь, это что-то неслучайное.

Имеет причины.

Болезнь подобна ребенку. 

Она по-своему рождается в теле, в соответствии с процессом, именуемым "сампрапти" (патогенез, буквально в переводе «рождение боли»). 

И здоровье, и болезнь — это динамические процессы

Каждую секунду они меняются. 

Разница между ними в том, что в первом случае функционирование организма протекает нормально, а во втором — ненормально. 

Мудрый человек понимает, что нормальное течение процесса можно восстановить, изменив характер питания и образ жизни и избегая факторов, вызывающих заболевание. 

Но каковы причины болезни?
В чем корень проблемы?

Аюрведа называет всего лишь три настоящих причины возникновения любой болезни.

Не несколько десятков полу-случайных причин (как мы иногда думаем, вот чихнули на меня в транспорте).

А всего три причины.

Три причины любой болезни.

Всего три, Карл!

Это:  беспокойство, переедание и  нечистоплотность

В свою очередь уточняется, что они тоже взаимосвязаны с друг другом.

Беспокойство как первопричина любого отклонения от гармонии сначала порождает переедание, т.к. стресс надо как-то компенсировать. 

И самый доступный и любимый способ у всех - еда. 

А переедание в свою очередь рождает в организме обширную среду недо переваренных отходов, которые покрывают изнутри все - ЖКТ, сосуды, внутренние органы и ткани.

И эти накопления гниющих остатков становятся благодатной почвой для развития всяких патогенных товарищей.

А непрошенные "гости" начинают забирать на себя полезные и нужные для тканей и клеток вещества, вместо них выделяя свои яды и продукты жизнедеятельности.

И еще сильнее отравляя все внутри нашего тела. 

Но главный спусковой механизм, первопричина болезней одна - беспокойство нашего ума

Вот почему главная цель йоги всегда - это успокоение ума.

"Йога- есть обуздание
вритти (волнений), 
присущих уму".
Пантаджали йога сутра. 

Успокоить ум не для того, чтобы быть просто расслабленным.
Или крепко, долго спать.
Уметь быстро и глубоко отдыхать.
И перестать бояться каждого шороха.

Это важно само по себе.

Но это побочные продукты чего-то более важного в йоге. 

Важнее искоренить самую главную причину, главный корень всех наших недомоганий. 

Искоренить любую болезнь в принципе. 

Стать здоровым человеком. 

Слово «здоровье» на санскрите — «свастха», где «сва» — «свой», а «стха» — «место». Или по другому можно перевести "сва" - как "сам", а "тха", "дха" - приходящий к гармонии. 

Таким образом, санскритский термин «здоровье» означает быть на своем месте или быть самим собой. 

Вернуться домой. 

Вернуться к гармонии. 

Стать тем, кем нас задумали природа и Бог. 

""Йога – прекрасное искусство,
которое преобразовывает
невежество в знание,
знание – в мудрость,
мудрость – в спокойствие."
Б.К.С. Айенгар"

Иначе, если не искоренить корень причин, то любая йога практика будет только сизов труд. 

Много усилий, суеты.

А на выходе ничего или травмы и разочарование...

Эту же идею о первопричинах болезни можно переформулировать по-другому. 

Причина болезни - всегда психосоматика. 

Причина наших несовершенств во вредоносных иллюзиях ума и в махровом невежестве нашего разума. 

В неправильном понимании что по-настоящему хорошо или плохо для нас. 

В наших привычках, повседневных обычных действиях, которые рождают как наш образ мысли так и наши болезни. 

А значит одних упражнений и асан никогда не будет достаточно. 

Нужен более широкий, более тонкий, более системный подход. 

Так как же остановить беспокойство ума? 
Как победить болезни? 
Как стать по-настоящему здоровым человеком? 

Шри Шивананда Свами. 

"Ум непоседлив, неистов, 
упрям и необычайно силен,
о Кришна, и, мне кажется, 
укротить его труднее,
чем остановить ветер."
Бхагавад Гита, гл. 6, текст 34. 

Остановить ум труднее чем остановить ветер в степи. 

Непростая задача. 

Поэтому нужно найти тех, кто уже научился делать это. 

Обратиться к первоначальным истокам йоги. 

К истокам настоящей йоги, а не фитнеса. 

Искать настоящую йогу. 

Можно также обратиться к трудам основоположников современной йоги. 

Почему современной? 

Потому что любые труды, записанные 5 тысяч и более лет назад довольно трудны для нашего понимания и допускают много вариантов переводов и трактовок. 

Поэтому много путаницы.
И нужны люди, которые глубоко понимают основы.
И помогут разобраться в этой путанице.

Поэтому я рекомендую опираться на опыт и знания тех людей, кто восточные древние знания о йоге адаптировали для западного человека. 

Одним из таких выдающихся йогов был Шивананда Свами.

Он объединил все известные системы йоги в одну.

Адаптировал это все для современного западного человека.

Сделал ее доступной, понятной, практичной для любого из нас.

Шри Свами Шивананда
родился 8 сентября 1887 года в известной в Индии семье, к которой принадлежали мудрец Аппайя Дикшита (1554-1626) и несколько других известных святых и ученых. 

Шри Свами Шивананда нашел свое призвание в изучении и практике веданты.

Он был наделен стремлением служить людям и врожденным чувством единства со всем человечеством. 

Родители дали своему третьему и последнему сыну имя Куппусвами.

Умный и озорной мальчик с детства проявлял мудрость и любовь к ближним, кормил не только голодных и нищих, но и щедро раздавал еду младшим товарищам, собакам, кошкам, воронам и воробьям.

Куппусвами обладал мелодичным голосом и замечательной памятью, был лучшим учеником в средней школе и каждый год получал призы. А после окончания школы, в колледже Пуручирапалли, постоянно участвовал в дискуссиях и спектаклях. 

В 1905 году желание служить людям привело его в медицинскую школу в Панджоре. Куппусвами был необычайно трудолюбив и никогда не уезжал домой в выходные дни, проводя все свое время в госпитале.

И здесь он оказался первым студентом, отлично успевая по всем предметам, и уже в первый год учебы мог отвечать на такие вопросы, с которыми не справлялись даже выпускники. А иногда его знания превосходили знания докторов с высокими степенями. 

Блестяще завершив образование и получив степень бакалавра медицины, он уезжает в Малайзию, где работает врачом с 1913 по 1922 годы.

Уже тогда он старается лечить не только телесные заболевания, но и души тех, кто обращается к нему за помощью. Многие замечали его особый - Божий - дар целителя, доброту, сострадательность и великодушный характер. В серьезных случаях Куппусвами целые ночи проводил без сна у постели больного.

В частной практике молодой доктор не просто бесплатно лечил бедных, но и помогал им деньгами на продукты для соблюдения специальной диеты или оплачивал их счета за лечение в госпитале.

Однажды он вылечил саньяси (святой отреченный человек, по нашему старец), и он его в благодарность начал обучать йоге и основам ведической философии. 

В 1922 году Куппусвами вернулся в Индию, но не стал жить в семье как раньше, а начал искать йога гуру. 8 мая 1924 года молодой искатель приехал в Ришикеш, и вскоре туда же прибыл Свами Шри Вишвананда Сарасвати, в котором Куппусвами увидел своего Гуру. Здесь, на берегу священной Ганги, он остается навсегда, здесь получает посвящение в санньясу и новое имя - Шивананда, буквально в переводе - «блаженство Всевышнего». 

В поисках ответа на вопрос, отчего существуют страдания и смерть, Шивананда раздает имущество и становится отшельником.

Он видит свою миссию, полную самоотречения и аскетизма, в служении человеку, и следующие десять лет посвящает занятиям йогой, обитая в пещерах и полуразрушенных лачугах, соблюдает молчание и постится.

Его посты - только роти (индийский хлеб) и вода из Ганги - длятся по несколько дней. Каждое зимнее утро он совершает джапу, стоя по пояс в ледяной Ганге, и выходит из воды только с появлением солнца. Проводит в медитации больше двенадцати часов ежедневно. 

Но и аскезы становится недостаточно.

Шивананда начинает заботиться о садху, страдающих от лихорадки, дизентерии, холеры, оспы и плохого питания. На деньги, скопленные за время врачебной практики, в 1927 году Шивананда основывает благотворительную аптеку и выдает лекарства паломникам, санньяси и местным жителям. Он сам приносит лекарства в хижины садху, просит для них подаяние и кормит больных из своих рук, носит воду из Ганги и моет их жилища. Он служит паломникам, но видит в них Нарайяну (одно из полных воплощений Бога согласно ведическим представлениям). 

Шивананда собирал кусочки бумаги или использованные конверты и сшивал из них маленькие записные книжки, в которые записывал наставления самому себе:

«Откажись от соли, сахара, специй, овощей, чатни, тамаринда». 

«Служи бродягам, служи нижестоящим, убирай их испражнения, чисти одежды садху, носи воду - и наслаждайся». 

«Не мсти, не сопротивляйся злу, воздавай за зло добром, терпи оскорбления и обиды». 

«Любую обиду, нанесенную тебе, кем бы то ни было, забывай немедленно, как ребенок. Никогда не храни ее в сердце, чтобы не разжигать ненависть». 

«Развивай хорошие манеры, совершенную вежливость, любезность, благородство, мягкость, кротость! Никогда не будь груб, жесток и резок. Ничто в мире не заслуживает ненависти. Ненависть есть невежество. Всякое неуважение к чему-либо и кому-либо следует устранять через любовь». 

У Свами Шивананды появились ученики, и в 1932 году здесь, на берегу священной Ганги, основывается ашрам. 

Свами Шивананда исповедовал синтез во всем, и йога была для него так же важна, как и служение людям. Он долгие годы облегчал телесные страдания с помощью подлинных аюрведических препаратов из редких гималайских трав и, наконец, в 1945 году учредил Аюрведическую Фармацию Шивананды, а в 1948 году - Лесную академию йоги и веданты, которые существуют и по сей день с отделениями в разных регионах Индии и за рубежом. 

При жизни Шивананды в предместье Ришикеша, получившем название Шивананданагара, открываются больницы, глазная клиника, издательства, Художественная студия, Музей йоги, курсы санскрита, радиоцентр; и многое другое. 

В несколько десятках центрах йоги, основанных им по всему миру, прошли обучение более 20.000 преподавателей йоги из разных стран.

Свами Шивананда был революционером своего времени: он приглашал в свой дом и в ашрам неприкасаемых, отстаивал право женщин на обучение йоге, давал уроки по почте и выступал против «суеверий», которые лишь отвращают от духовной жизни («спутанные волосы и изнуренное тело, - писал он, - не имеют ничего общего с божественной жизнью»).

Он подчеркивал сущностное единство всех религий и призывал заботиться о теле, которое есть дом духа, а не разрушать его аскетическими практиками. 

Поучения Шивананды отличают практичность, универсальность и акцент на служение. Свами Шивананда стремился сделать йогу доступной обычным людям, сделать ее частью обыденной жизни. 

Шри Свами Шивананда является автором более 300 книг и имеет множество последователей среди людей разных национальностей, вероисповеданий и убеждений по всему миру. 14 июля 1963 года он вошел в Махасамадхи. 

Суть учения Шивананды выражают слова над алтарем его самадхи (местом его захоронения): «Будь хорошим, делай хорошее». 

Пять принципов успешной йоги от Шивананда Свами.


"Не с йоговских упражнений, какими бы сложными они ни были, не с механических упражнений ума начинается подлинное внутреннее преобразование человека. Оно начинается с усвоения и постижения разумом и сердцем простых истин, которые в силу своей простоты и кажутся само собой разумеющимися. Однако следовать им чрезвычайно трудно."
Шри Рамакришна

Шивананда йога проста и понятна всем. Любой может практиковать её.

Для этого не нужны дополнительные вспомогательные средства или специальное оборудование – лишь немного места, и огромное желание жить более полной, здоровой и гармоничной жизнью.

Согласно доктрине йоги Шивананда Свами практикуя регулярно эти пять принципов, человек может достичь значительных успехов в своей практике. 

1. Надлежащие упражнения (асаны). 

Иногда асаны (правильные упражнения) воспринимаются только как физические упражнения.

Йога Шивананда все упражнения сосредотачивает на укрепление позвоночника. Это её особенность.
Этому придаётся такое большое значение, поскольку там находится спинной мозг.

В нем имеются центры нервной системы, которые во время упражнений активно снабжаются кровью, несущей питание и кислород.

Этот эффект сохраняется до следующего дня, когда снова происходит обновление и омоложение центральной нервной системы.

Асаны также массируют внутренние органы, результатом становится их эффективная работа.

Это все происходит не сразу, но положительный результат, тяга к занятиям и хорошее настроение придут уже через две-три недели ежедневных занятий.

Читать еще по данному принципу:
☑️ Глава 5. Что йогу нужно знать о позвоночнике?
☑️ Глава 6. Разминка в йоге. Ненужная трата времени или полезная необходимость?
☑️ Глава 7. Некоторые вопросы пытливого йога о мышцах своего тела.
☑️ Глава 8. Знакомство с фасцией и что такое анатомические поезда в нашем теле.
☑️ Глава 9. Как развить гибкость тела? Триггерные точки и миофасциальный релиз.
☑️ Глава 10. Осанка. Как научиться держать спину правильно?
☑️ Глава 11. Виды искривления позвоночника и методы их коррекции.
☑️ Глава 12. Асаны. Как научиться правильно их осваивать?

2. Надлежащее дыхание.

Большое внимание на занятиях уделяется пранаяме (правильному дыханию).

Это помогает выработать привычку правильного дыхания, успокаивает нервную систему, учит контролировать ум, очищает энергетические каналы (нади).
Именно контроль над дыханием даёт контроль над умом и жизненной силой.

Дыхание практикующего становится глубоким, но не само по себе. Человек должен концентрировать на этом внимание.

Это учит контролировать разум.

Статьи о роли дыхании в йоге:

3. Надлежащее расслабление.

Правильное расслабление, например в виде Шавасаны , это третий по порядку, но не по важности принцип Шивананда йоги.

Когда ум и тело постоянно перегружены их эффективность снижается.

Полное расслабление даёт перезагрузку всему организму.

И чтобы практика прошла максимально эффективно, любое занятие начинается с релаксации.

Это кстати не делает практически никто, кроме этого направления йоги. В лучшем случае у других занятия заканчивают Шавасаной, и то не у всех.
Сосредоточенность и внутренняя тишина - те условия, при которых выполняются асаны, а этому способствует только полное расслабление, поэтому научиться расслабиться - главная задача Шивананды йоги, и на наших занятиях по Йогатерапии расслабления тоже.

Только в таком случае практика асан относится к йоге.

Целью Шивананда йоги не является развитие силы или гибкости.

Проявление этих качеств происходит естественно, как результат правильно выполненной практики.

К тому же, если человек «давит» на себя при выполнении асан, ему трудно почувствовать реальные возможности своего организма и «услышать» свое тело, отсюда и травмы, и боли в мышцах, не говоря уже о невозможности сосредоточиться на внутренней тишине.

Наши же занятия проходят в русле «не напряжения».

Постепенно человек учится «слышать» своё тело, «стараться не стараться», то есть дать возможность своему телу работать, а сознание при этом оставлять абсолютно безмятежным.

Стоит заметить, что это совсем не просто!

Ведь мы привыкли добиваться чего-то в жизни через борьбу, часто преодолевая себя.

В йоге (на самом деле и в жизни) все наоборот: научитесь правильно расслабляться – и все, что нужно, придёт.

Мы делаем упражнения на расслабления несколько раз за занятие – и в начале, и после некоторых асан или комплекса асан, и в конце тренировки.

Немногие знают, что эффект любой асаны работает не только и не столько во время ее выполнения, сколько после выхода из нее(!) – т.е. когда мы лежим в Шавасане после выполненной асаны, мы даем пране свободно течь по нашим тонким психическим каналам – нади и «чистить» их. Закрепляя и усиливая оздоровительный эффект.

Как результат снимаются психо-эмоциональные блоки и внутренние зажимы.

Некоторые ссылки про принцип надлежащее расслабления:

4.Надлежащее питание.

Правильное питание – неотъемлемая часть йога-практики. 

Правильное питание - это практически вся Аюрведа.

Все статьи разделов "Просто об Аюрведе" и "Правильное питание" нашего сайта  в общем-то об этом.

Более того, нужно понимать, что научиться питаться правильно - это ребус который нужно будет учиться решать каждый день до конца жизни, учитывая изменения в своем организме из-за возраста, конституции, сезона года, сегодняшней погоды и даже вашего сегодняшнего настроения.

Любое аюрведическое лечение любой болезни начинается с нормализации питания.

Добиваются того, чтобы ЖКТ начал работать как часы.

В этом существенное отличие от западной медицины.

Как пример, более 60% высших и средних медицинских учреждений на Западе не имеют курса диетологии и никак не изучают вопросы правильного питания для пациентов при соответствующих болезнях.

А вот Шивананда йога, как и Аюрведа, подходит к этому вопросу гораздо основательней.
Предполагается, что практикующий эту йогу человек со временем будет вегетарианцем.

Конечно, стать им сразу достаточно сложно.

Но что интересно, когда человек достаточно долго занимается йогой, год или несколько лет, то он сам приходит к тому, что просто не хочет есть мясные и многие другие вредные продукты, организм сам отказывается от них.

Так происходит ненасильственное превращение человека в вегетарианца.

Вот эта идея ненасилия пронизывает все компоненты данной йоги.

В традиции Свами Шивананды рекомендуется соблюдать вегетарианскую диету с употреблением молочных продуктов.

Исключаются продукты, будоражащие ум и мешающие медитации, такие как любой чай и кофе (все содержащее кофеин), чеснок и лук.

А также тамасичные продукты, питающие тело ленью и энергией увядания исключаются из питания йога грибы и все плесневелое (например, сыр дор блю).

Рекомендуется не употреблять старые продукты (рекомендуется съедать еду сразу после её приготовления, а не есть один суп несколько дней). 

Подробнее смотри здесь:

5. Позитивное мышление и медитации.

Самый сложный для объяснения принцип Шивананда йоги – это позитивное мышление и медитация.

Мы сами выбираем свои мысли и провоцируем настроение также, как выбираем одежду, которую носим.

Если не концентрироваться на негативной мысли – она не прорастёт как дерево цепью ассоциаций и воспоминаний и просто растворяется.

На позитивных же мыслях стоит концентрироваться. 
Это и есть здоровое мышление, т.е. такое мышление, которое продвигает человека к любви ко всему сущему, которое ставит его на путь сближения с высшими сферами.

Некоторые статьи на эту тему:

Заключение.


"Человеческое существо – удивительнейшая саморегулирующаяся система, и ключом к активному использованию ее возможностей является искусство осознанного применения воли. Йога и йогатерапия относятся к числу методов, позволяющих этим искусством овладеть. И потому какой бы ужасной ни была личная жизненная ситуация, никогда не поздно попробовать. И чем раньше каждый из нас осознает назревшую для всех необходимость взяться, прежде всего, за себя, тем скорее мы – все вместе – сможем победить свое неведение и проистекающую из него слабость, в которой большинство из нас, к сожалению, отчета себе практически не отдает."
Шри Свами Шивананда

Итак, один из основоположников современной йоги всеми своими книгами утверждает, что асаны и упражнения сами по себе не принесут большой пользы без того, чтобы научиться правильно дышать и контролировать свое дыхание как в практике, так и в повседневной жизни.

В свою очередь практики дыхания очень хорошо учат контролировать свой ум и эмоции, что в свою очередь позволит достигать со временем настоящее глубокое расслабление. 

Полноценное расслабление кардинально улучшает способность переваривания и всасывания организма (процессы анаболизма и катаболизма). Улучшается огонь Агни, резко сокращается образование амы и токсинов. Болезни постепенно отсупают.

Но все это в свою очередь невозможно достичь, если не практиковать позитивное мышление во всем.

И все они очень взаимосвязаны с друг и другом. 

И нельзя добиться полного успеха в йогатерапии, полного оздоровления практикуя только одно из этих составляющих.

Более того, нельзя добиться полного успеха игнорируя хотя бы одно из этих составляющих.

Все это вместе - хорошая практичная система для достижения успеха в йоге. 

Если так подходить к практике - успех неизбежен.

Да, в зависимости от нашего индивидуального состояния кому-то понадобиться полгода, кому год-два, кому то несколько лет.

Но успех неизбежен! 

Ведь все пальцы вашей йога-ладони будут натренированы и станут очень ловкими.
В этой, по сути вводной, главе произошло только первое наше знакомство с этими важными принципами и с идеей комплексного системного подхода в своей практике йогатерапии, не важно групповой или индивидуальной.

Все последующие главы данные книги будут посвящены более глубокому разбору какого-то из аспекта одного из этих пяти принципов и этой системы.

Чтобы более глубоко, наглядно, практично объяснить, понять и взять на вооружение.

Но даже то, что мы обсудили сейчас уже дает возможность понять преимущество таких занятий нашей Йогатерапии расслабления, основанных в том числе на главных принципах этой замечательной Шивананда йоги.

Потому что практикуя это постепенно особое состояние душевного равновесия, ясности ума и внутренней гармонии, вырабатываемое и испытываемое на занятиях, плавно перетечет в обычную повседневную жизнь, позитивно затронет каждую сферу Вашей ежедневной деятельности и станет надежным средством достижения духовного и физического благополучия. 

Достижения счастья и здоровья.

Чего и Вам желаю.


Читать еще Самоучитель Йогатерапии расслабления:


ૐ Раздел I. Для новичка. 

☑️ Глава 1. Зачем заниматься йогой?

☑️ Глава 2. Первое занятие. Что нужно знать новичку?

☑️ Глава 3. Не всяка йога одинаково полезна!

☑️ Глава 4. Пять секретов успешной йога практики.

ૐ Раздел II. Надлежащие упражнения. 

☑️ Глава 5. Что йогу нужно знать о позвоночнике?

☑️ Глава 6. Разминка в йоге. Ненужная трата времени или полезная необходимость?

☑️ Глава 7. Некоторые вопросы пытливого йога о мышцах своего тела.

☑️ Глава 8. Знакомство с фасцией и что такое анатомические поезда в нашем теле.

☑️ Глава 9. Как развить гибкость тела? Триггерные точки и миофасциальный релиз.

☑️ Глава 10. Осанка. Как научиться держать спину правильно?

☑️ Глава 11. Виды искривления позвоночника и методы их коррекции.

☑️ Глава 12. Асаны. Как научиться правильно их осваивать?

Данный Самоучитель создан в рамках волонтерского оздоровительного проекта Йогатерапия Расслабления.

Другие интернет ресурсы  проекта Йогатерапии Расслабления:

 Просто об Аюрведе - онлайн книга с обзором тех основных её концепций,  с которых нужно начинать изучение этой  древней науки постепенного благостного оздоровления. 

 Основы Хатха-йоги - информационный ресурс, где собраны статьи про основные понятия, методики, асаны, пранаямы и много другой полезной информации о Хатха-Йоге.

 Йога питание - информационный ресурс, где собраны рецепты и рекомендации по питанию, для человека занимающегося любой оздоровительной практикой, например йогой.

 Йогатерапия Расслабления в Контакте - сообщество участников проекта в Контакте.

 Йогатерапия Расслабления в Facebook - сообщество участников проекта в Facebook.

По всем вопросам, связанным с проектом Йогатерапия Расслабления пишите по email: butoch@yandex.ru или WhatsApp по телефону: +7 916 145 43 51.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.